Тонкое тело разума

Также в строении нашего тонкого тела Веды выделяют тонкое тело разума. Разум бывает сильным или слабым. Сила разума - это та сила, которая нас заставляет жить и думать определённым образом.

Такие качества характера как решимость, целеустремленность, бесстрашие, стойкость зависят от силы разума. Именно разум создаёт у нас в голове концепции (понимание вещей), он управляющий механизм нашей жизни. Если у человека в жизни есть цель, она находится в разуме. Мы хотим жить счастливо, у нас есть определённые наклонности, привычки - всё это идёт из разума, где запечатлены наши взгляды на жизнь.

Другая важная характеристика разума это его чистота. Чистый разум всегда устремлен к постижению истины, грязный (оскверненный разум) стремится к тому, что приводит к деградации. Такие качества характера как правдивость, смирение, умиротворение, проницательность зависят от чистоты разума.

Чистота и сила разума это две основные характеристики, которые присутствуя в разуме одновременно делают жизнь человека успешной во всех отношениях.

Разум тоже имеет тонкое строение, но в отличие от тонкого тела ума, он связан с внешним миром через силу, которая называется знание. Каждый человек живет с определённым багажом знания. Это знание, живущее в разуме, побуждает ум к действию. Мы действуем через ум, но руководит всей деятельностью организма разум. У разумных людей все поступки совершаются под строгим руководством разума. Такие люди никогда не идут на поводу у своих привычек и желаний. Их девиз: буду делать то, что нужно, а не то, что хочется. У неразумных поступками управляет ум: что захочу, то и буду делать.

У глупых людей умом руководят чувства. Если человек идёт на поводу у своих чувств и не задаётся вопросом, хорошо это или плохо, он, обычно легко деградирует и становится пьяницей, наркоманом или у него появляются какие-то другие вредные привычки. Он не спрашивает себя, хорошо это или плохо, он просто делает так, как ему нравиться. Про таких людей говорят, что они неразумны, потому что разум не руководит их деятельностью. Деятельностью каждого человека должен руководить разум, а не ум или чувства.

Функции тонкого тела разума

"Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками разума"
("Шримад Бхагаватам" 3.26.30)

В комментарии к этому стиху Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет что: "Сомнение - одна из самых важных функций интеллекта; склонность всё принимать на слепую веру не свидетельствует о большом разуме. Поэтому самым важным в данном стихе является слово самшайа (c санскр.: сомнение); чтобы развить интеллект, человек вначале должен всё подвергать сомнению. Однако сомнения перестают приносить благо, когда речь идёт об информации, полученной из авторитетного источника…".

Итак, перечислим пять основных функций разума:

" Верное представление. Такую способность имеет разум, не загрязненный ложным эго.
" Заблуждение возникает в результате загрязнения разума эгоизмом.
" Сомнение - это способность всё анализировать. Это обычное состояние разума, который ищет истину, но когда он уже её нашёл, то сомнение в этом случае становится признаком невежества.
" Память это сила, которая даёт способность разуму придерживаться каких-то взглядов в жизни. Если человек не помнит, какой результат был от его плохого поступка, то он его повторяет вновь и вновь. Хорошая память о том, как поступать правильно, признак большого благочестия человека.
" Сон это состояние, в котором разум приостанавливает свою деятельность.

Разум направляет ум, который в свою очередь активизирует чувства к действию тремя способами:
" Мыслью
" Словом
" Поступком

Как же работает разум? Если разум сильный, то он постепенно достигает понимания истины, если слабый, то этот процесс становится очень трудным. Тонкое тело разума может управлять умом или не может, в зависимости от того есть ли в нём сила. Наши чувства связывают нас с предметами окружающего мира. Если наши желания направлены в ненужную сторону, то чувства оскверняются ненужными устремлениями, и мы получаем от этого процесса одни неприятности (разум перестает управлять умом).

Мы уже приводили в пример сравнение, что чувства в "Ведах" сравниваются с конями, они как бы скачут и влекут нас куда-то. Иногда они могут скакать в разные стороны. А ум - это вожжи, которые сдерживают коней - чувства. Возничий, который сидит и управляет вожжами - это разум.

Таким образом, разум побуждает к определённой деятельности ум, ум контролирует чувства и побуждает с помощью праны наше тело к деятельности. Прана заставляет функционировать нервную систему, нервная система заставляет работать мышцы, а также все наши органы. Так функционирует весь наш организм.

Сильный разум в совершенстве управляет тонким телом ума. Если разум слаб, то ум уговаривает разум поступать в соответствиями с желаниями чувств. Человек, живущий на поводу у чувств, или, другими словами сказать - на поводу у своих привычек, называется согласно "Ведам" мудха или глупец. Контроль ума всегда связан с контролем чувств. Оскверненные эгоизмом чувства мгновенно привязываются к объекту их желания. Они не спрашивают, ум и разум делать это или нет - такова природа тонких материальных чувств.

Поэтому существует пять стадий силы разума или его способности оторвать чувства от объектов их желаний:

1.Способность удержаться от ненужного действия побуждаемого чувствами
Регулярно изучая священные писания, анализируя, что происходит в результате совершения того или иного неблагоприятного поступка в кругу единомышленников, слушая лекции людей с чистым сознанием на эти темы, человек становится способным избежать ненужного действия. Однако при снижении общения со святыми людьми такой человек временно срыватеся.

2.Удерживаться от ненужных желаний
Культивируя в себе интерес к благостной жизни, и прививая вкус к правильным желаниям, появляется возможность легко справиться с ненужными желаниями. Такой человек способен бросить вредную привычу.

3.Возвращать под контроль отвлекающийся ум
Практикуя соблюдение режима труда отдыха и еды, дисциплинируя, таким образом, ум человек твёрдого разума становится способным возвращать отвлекающийся ум под свой контроль. Такой человек уже способен заняться регулярной практикой самосовершенствования.

4.Полностью контролировать ум и чувства
Только с помощью повторения с любовью Святых Имён Господа человек становится способным полностью контролировать ум и чувства. Такой человек принимает духовного учителя и, следуя его наставлениям, постепенно достигает высшей цели жизни - понимания своей духовной природы и своих вечных взаимоотношений с Богом.

5.Свобода от материальных желаний

Очистившись с помощью повторения Святых Имён Бога, и полностью осознав свою духовную природу, человек полюбивший Бога становится свободным от всех страданий и в следующей жизни достигает духовного мира (места, где нет страданий).

Навигация
Баннеры